Сагаалган - праздник Белого месяца, или буддийский Новый год по лунному календарю. Считается, что в конце зимы - начале весны с новолунием начинается новый восточный год. Сагаалган, имеющий многовековую традицию, тесно связан с буддийским мировоззрением и отражает духовную основу жизни монголо-язычных народов. Новый год является «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого. Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом. Буддийский Новый год - монгольский Сагаалган, тибетский Лосар.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать. Новый 2013 год для поклонников Будды наступит в ночь на 10 февраля. Перед наступлением Нового года совершается особый ритуал очищения – Дугжууба. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Обряд Дугжууба – это также своеобразный обряд «уборки», очищения – специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Эти фигурки приносят в буддийский храм или монастырь и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер. После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба. За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тибетская Палдэн Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Палдэн Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.
Cчитается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь. Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома и читать мантры. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло), так как белый цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание. В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. В дни Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Флажок с изображением «коня ветра удачи», освященный в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. Новый год у тибетцев, монголов, бурят и тувинцев - тоже в основе народный праздник. У тибетцев он стал буддийским с начала XV в. Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома. Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония - страна, в которой мирно уживаются несколько религиозных систем. В новогодней обрядовой практике занимают свое место и элементы буддизма: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах. В странах Юго-восточной Азии новогодние празднества продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру - центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сострадание к живым существам. В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды. Сагаалган 2013 — двадцать второй по счету после момента реабилитации в Бурятии праздника. Двадцать лет назад наступление Нового года по лунному календарю было провозглашено республиканскими властями государственным праздником. С Новым Годом!
Для информации: Сагаалган праздновался в: 2000 году - 5 февраля; 2001 году - 22 февраля; 2002 году - 12 февраля; 2003 году - 1 февраля; 2004 году - 20 февраля; 2005 году - 9 февраля; 2006 году - 29 января; 2007 году - 18 февраля; 2008 году - 7 февраля; 2009 году - 25 февраля; 2010 году - 14 февраля: 2011 году - 3 февраля: 2012 году - 21 февраля. Источник: Вестник К Стихи о Сагаалгане "В праздник Белого месяца - как у нас повелось - Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось, Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада, Чтобы небо над взгорьем голубело всегда. Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца. Только доброе ценится, только в светлое верится." Б. Дугаров *********** В последнем месяце снегов Земля еще себя не знает. Но прежде чем сойти с холмов, Снег на ладони тихо тает. И то, о чем не говорю, Цветок доскажет, запах хвои. По лунному календарю Приходит Новый год весною. ******************** Новорожденный белый месяц, Звёзд касаясь острой бородкой, Путь к земле сиянием метит Приближается к юрте кротко. Новый год пришёл к скотоводам Хоть коварны вьюжные сети. На виду у всего народа Месяц молодо, ярко светит. Он на облаке серебристом Всем разносит свои подарки Скакуны отборны и быстры, Машут гривами в беге жарком. Кто мечтал о рождении сына Не тревожится путь напрасно Он родится крепким и сильным, В нём отцовский род не угаснет. ****************** Праздник Белого месяца, праздник вечного месяца. Только доброе ценится, только в светлое верится. ********************* Сагаан hараар! Сагаалганаар! Шэнэ жэлэй - Амар Мэндэ! Түрэл hайхан арад зондоо Шэнын нэгэнэй Мэнды хүргэнэб! Тэнюyн hайхан Буряaд Оромной Амгалан мэндэ ажаhууг лэ, Буурал сагаан буряад таламнай Жаргал баяраар билтараг лэ! Табан хушуута малаа үдхэжэ Арад зомной баясаг лэ, Эрдэмэй дээжые дууhан үзэжэ Үри хүүгэднэй баярлуулаг лэ! Эжы абанарнай үхибүүдээ суглуулан Бууза хуушуураа шанаг лэ, Үетэн нүхэднэй сугтаа уулзан Ахатан зоноо золгог лэ! Залуушуулнай ороhон жэлдээ Бэе бэеэ ололсог лэ, Инаг дуранай сэбэр захяагаар Шэнэ бүлэнэр түрэг лэ! Сагаан hараар! Сагаалганаар! Нарамнай шэнээр мандаг лэ! Шэнэ жэлээр! Шэнын нэгэнээр! Тоонто нютагнай жаргаг лэ! *************************** Талын сэсэг шэнги сарюун Хадын уhан шэнги арюун Булагай уhанда адли тунгалаг сэдьхэлтэй Булад эритэдэл адли хурса ухаатай Ута наhа наhалжа Удаан жаргал эдлэжэ Мунгэн шэнги мунхэ наhатай Утаhан шэнги ута наhатай Байхыетнай унэн зурхэнhоо хусэнэбди! Сагаа hараар! Сагаалганаар!
|