Пятница, 2024 Ноябрь 29, 02:29:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Закаменский район

Меню сайта
Погода
Разное
Анекдот:
Раздавал Бог внешность.
В первый день он раздавал глаза.
Буряты опоздали,и им достались маленькие.
На второй день он раздавал нос,
и буряты снова опоздали,
и получили маленький нос.
На третий день Бог раздавал губы.
И опять буряты опоздали!
И им достались маленькие губы!
Думают буряты - что же мы опаздываем,
эдак у нас все маленькое будет.
И на следующий день они пришли самыми первыми.
А в этот день Бог раздавал щеки."
Информер
Яндекс.Метрика

Баруун Таабай

   По устному народному преданию название села произошло от слова хур-тарган-богатство,изобилие. Предания о монгольском происхождении закаменских бурят основаны на событиях: произошедших в 18-19 вв. – времени после установления русско–китайской границы. Надо полагать, что этническая группа , которая живет в Хуртаге относится к составу "ĥойĥо" – потомка, прибывшего сюда из Тушетухановского аймага. В многочисленных письменных исследованиях исследователей есть версия, что "ĥойĥо" - одни проживали в Хуртаге, "ĥойĥо"- вторые в Омойхо и Шомойхо.
   По устному народному преданию в это же время изгнанные монгольские племена засеяли некоторые районы Бурятии. Один из представителей этих племен Минаахай со своей семьей обосновался на берегу Гусиного озера. И в один день черная птица ранила одного из четырех сыновей Минаахай. Сын умер от ран. Минаахай решил идти дальше. Долго шел, выбирая для семьи место, и выбрал красивое место с маленькой речкой, окруженной горами. Это была Хуртага.
Жил в это время в местности Булагай-Добо оолэд-хамниган по имени Гэмсэн-бала.Он был шаманом и носил название «Хангид-заарин». Предчувствуя свою близкую смерть, старый хангид-заарин однажды в последний раз поднялся на западную лесистую гору и отметил четыре стройных дерева, чтобы после его кончины соорудили помост для захоронения по шаманскому обряду, его сыновья должны были найти эти деревья и принести их отцу. Братья нашли три дерева, но четвертое дерево они ни как не могли найти. Поэтому они вернулись ни с чем. В гневе хангид-заарин Минаахай сам поднялся на гору и отыскал все четыре дерева. Минаахай нашел все четыре дерева и принес шаману. Тогда хангид-заари сказал ему: «Десять тысяч лет буду покровительствовать потомкам Минаахая, а свои отпрысков постепенно лишу жизни». И с тех пор, мы потомки Минаахая каждый год совершаем молебен по шаманскому обряду, где был сооружен помост-саха для захоронения Гэмсэн-бала.
   С тех пор живут несколько поколений в Хуртаге потомки Минаахай. А на месте захоронения Хангид-заарина наши сельчане совершают культовые моления. И это место называется Баруун Таабай.

Материал предоставлен по электронной почте пользователем с email: hurtgaga@mail.ru
Вход на сайт
Чат
Комментарии
А я уже забывать начал...Валентину Павловну конечн
Дунаеву Евдокию Моисеевну забыл
Многих узнал: Ишкин Пётр Фёдорович, Валентина Матв
Поиск
Загрузка...